В 2026-м году на границе Ирана с Азербайджаном на полную мощность заработает обновленный пункт пропуска «Астара». Об этом, как рассказали в АСМАП, сообщила иранская сторона в ходе встречи экспертов России, Азербайджана и Ирана по вопросам развития автомобильных перевозок по международному транспортному коридору «Север-Юг». Сейчас этот пункт пропуска способен принимать гораздо меньше грузовых автомобилей, чем переходы на российско-азербайджанской границе, из-за чего перевозчики не могут полноценно использовать этот логистический маршрут.
«На состоявшемся в Дербенте совещании было отмечено, что существующая пропускная способность пункта пропуска «Астара» на иранской стороне не соответствуют пропускным возможностям российско-азербайджанской границы. Иранская сторона сообщила, что новый пункт пропуска между Ираном и Азербайджаном заработает на полную мощность в 2026-м году», — говорится на сайте АСМАП.
При этом представители Ирана подчеркнули, что на границе с Азербайджаном, в 170 км от «Астары», имеется еще один автомобильный переход «Биле-Савар», который рассчитан на пропуск до 200 грузовиков в день.
Отметим: с введением санкций в отношении России в 2022-м году и возникшими в связи с этим логистическими ограничениями приоритетным для РФ стал транспортный коридор «Север-Юг», западная ветка которого проходит по территории Азербайджана и Ирана и имеет преимущественно автомобильное сообщение.
Однако использование этого логистического маршрута сопряжено с рядом сложностей, среди которых — большие заторы на ирано-азербайджанской границе.
Кроме того, перевозчики обращают внимание на проблемы с использованием книжек МДП, необходимость приобретать специальные топливные карты для заправки на территории Ирана и в целом на более лояльное отношение в Иране к местным перевозчикам.
Как рассказали сейчас в АСМАП, в ходе встречи стороны в очередной раз договорились разработать меры по синхронизации пропускной способности пунктов пропуска в створе транспортного коридора «Север-Юг», в том числе по увеличению пропускной способности иранского перехода «Астара»; содействовать ускорению процедур таможенного оформления и более широкому применению процедуры МДП; способствовать созданию равных и недискриминационных условий для перевозчиков всех государств в части формирования очередности проезда, приобретения топлива и других вопросов, связанных с пересечением границы.
Одновременно иранская сторона заверила, что проблема, когда российским перевозчикам выдавались топливные карты, не принимавшиеся к оплате на заправках, известна и работы по ее устранению завершаются, и выразила готовность в сжатые сроки предоставить разъяснения по порядку получения и использования топливных карт.
Вместе с тем стоит отметить, что подобные встречи и договоренности случаются не в первый раз. Так, например, еще в августе прошлого года в Иране заявили, что в ближайшее время запустят электронную очередь в пункте пропуска «Астара», что должно, во-первых, устранить заторы, а во-вторых, обеспечить равный доступ всех перевозчиков к пересечению границы.
В конце октября прошлого года для устранения проблем с заправкой на территории Ирана на ирано-азербайджанской границе начали выдавать специальные топливные карты для иностранных перевозчиков, которые, как оказалось, не всегда принимаются к оплате.