Транспортные ведомства Таджикистана и Ирана 8 ноября по итогам переговоров на высшем уровне в рамках официального визита президента ИРИ в Душанбе подписали Меморандум об осуществлении международных грузоперевозок и транзита через иранский порт Чабахар.
Документ подписали министры транспорта двух стран - Азим Иброхим и Хосейн Амир Абдоллахиян.
Следует сказать, что Меморандум является документом, который подразумевает, что стороны рассмотрели и достигли определенного согласия по тем или иным намерениям. Для того, чтобы осуществить эти намерения, нужно будет разработать, согласовать, подписать и ратифицировать соответствующее соглашение, в котором должны быть определены все необходимые условия.
Что предполагает Меморандум о Чабахаре?
В Минтрансе Таджикистана отмечают четыре основных пункта, которые были согласованы сторонами в рамках этой договоренности.
В частности:
- упрощение и координация процедур для повышения эффективности и результативности транспортных маршрутов, пересекающих порт Чабахар, с точки зрения времени и транзитных расходов, а также взаимное снижение пошлин и сборов на автотранспорт;
- привлечение грузов других стран к маршрутам, пересекающим порт Чабахар, с целью облегчения доступа к региональным и мировым рынкам посредством морского, железнодорожного и автомобильного транспорта;
- сотрудничество по взаимным инвестициям в продвижении проектов транспортной инфраструктуры на маршрутах, проходящих через порт Чабахар;
- обеспечение безопасности пассажирских перевозок, движения транспортных средств, хранения грузов и охраны окружающей среды в соответствии с международными стандартами.
Ожидается, что стороны создадут руководящий комитет, отвечающий за координацию и контроль мероприятий по обеспечению и поддержке всех институциональных, человеческих и материально-технических ресурсов.
Президент Таджикистана Эмомали Рахмон 8 ноября на Форуме предпринимателей РТ и ИРИ заявил, что «эффективное использование потенциала порта Чабахар, облегчение условий въезда и транзита грузов будет способствовать расширению возможностей экономического сотрудничества между двумя странами».
Чабахар - морской порт, расположенный на юго-востоке Ирана, на берегу Оманского залива. Его стратегическое значение состоит в том, что он имеет прямой выход в Индийский океан, занимающий третье место в мировом океане по глубине и площади после Тихого и Атлантического.
Поскольку этот порт находится недалеко от Афганистана и стран Центральной Азии, в том числе Таджикистана, его называют «Золотыми воротами» в эти страны, не имеющими выхода к морю.
Зачем это Таджикистану?
Таджикистан, по данным Минтранса страны, получает возможность выйти через порт Чабахар к Индийскому океану посредством территорий Узбекистана, Туркменистана и Ирана.
Нужно отметить, что кратчайший путь из Таджикистана до этого порта пролегает через территорию Афганистана. Однако из-за неоднозначной политической обстановки в этой стране ее территория пока не рассматривается в качестве транзитного маршрута до порта.
В таджикском транспортном ведомстве считают, что выход к морям (океанам) является одним из важнейших факторов, влияющих на социально-экономическое развитие любой страны.
В настоящее время Таджикистан для транзитных перевозок некоторой продукции в некоторые более отдаленные регионы мира использует иранский порт Бандар-Аббас, который расположен в Персидском заливе.
Морской транспорт является самым дешевым из всех видов транспорта. Во-первых, морская перевозка позволяет передвигать большие объемы грузов за один раз, что позволяет снижать стоимость транспортировки на единицу груза. Во-вторых, морской транспорт обладает низкими затратами на топливо по сравнению с другими видами транспорта, что также способствует снижению себестоимости перевозок.
Зачем это Ирану?
Восточная часть Ирана менее развита, чем западная часть этой страны, где проживает 90% населения. В связи с этим руководство ИРИ намерено улучшить ситуацию на востоке, в том числе развитием вокруг порта Чабахар, зоны свободной торговли и автомобильного и железнодорожного сообщения между портом и Центральной Азией.
Планируется использовать его в качестве ворот в Центральную Азию и сохранить порт Бандар-Аббас, который в настоящее время обслуживает 85% морской торговли Ирана.
Специалисты считают, что сильно перегруженный Бандар-Аббас не является глубоководным и не может обслуживать крупные океанские грузовые суда. В настоящее время такие суда причаливают в ОАЭ, и груз перегружается на небольшие суда для дальнейшей отправки в Иран.
Это ставит Иран в зависимость от поставок из ОАЭ и приводит к потере доходов.
В отличие от Бандар-Аббаса, Чабахар способен обслуживать стандартные грузовые суда.
Кроме прочего, порт Бандар-Аббас находится в Персидском заливе. Для того, чтобы добраться оттуда до открытого океана, морским судам нужно проплыть Оманский залив, на северных берегах которого находится порт Чабахар.
История вопроса
Договор о совместном развитии порта Чабахар был подписан между Ираном и Индией в мае 2015 года. Ожидалось, что этот порт разгрузит Бендер-Аббас по перевалке сырой нефти и мочевины. Впоследствии стороны подписали еще несколько соглашений по данному вопросу.
Так, в мае 2016 года Иран, Индия и Афганистан подписали трехстороннее транзитное соглашение в Тегеране, которое позволило трем странам открыть новые маршруты для соединения между собой путем преобразования порта Чабахар в транзитный узел в обход Пакистана.
В конце 2016 года премьер-министр Индии Нарендра Моди заявил, что Индия совместно с Таджикистаном намерена развивать логистику и торговлю в иранском порту Чабахар.
Данное заявление прозвучало после того, как Пакистан в очередной раз отказался предоставить Индии доступ в Центральную Азию и Афганистан для торговли и коммерции.
Возможности для использования порта таджикскими грузоперевозчиками обсудил летом 2019 года в Тегеране глава МИД Таджикистана Сироджиддин Мухриддин на встрече с тогдашним президентом Ирана Хасаном Рухани.
После этот вопрос обсуждался практически на всех встречах официальных представителей двух стран.
В мае прошлого года президент Таджикистана по итогам своего визита в Тегеран, на пресс-конференции заявил о заинтересованности страны в использовании порта, а также в строительстве сухопутных дорог, соединяющих две страны.
Эксперты отмечают, что в перспективе Чабахар может быть соединен с транспортной системой Каспия посредством строящейся железной дороги Чабахар – Захедан и восточной железнодорожной веткой коридора Север-Юг - Казахстан – Туркменистан – Иран, которая уже достаточно активно функционирует.