Выезда из Ирана ждут более 2000 фур, среди них и дагестанские. Пробка растянулась на добрый десяток километров. По словам дальнобойщиков, иранские пограничники вымогают у них взятки. «АиФ-Дагестан» выяснил причину затора на границе.
«У нас проблема в Иран заехать из Азербайджана и обратно выехать, потому что фуры оформляют очень долго, – рассказал руководитель Союза перевозчиков Дагестана Магомед Курамагомедов. – В среднем в очереди гружёная машина стоит 7-8 дней. На границе стоят три очереди. Одна – для иранских машин, вторая – для азербайджанских, третья – для российских. Если на оформление иранской машины у них уходит минут 10-15, то российскую машину оформляют 2-3 часа. Потом надо пройти российско-азербайджанскую границу, там тоже приходится стоять 2-3 дня. Ещё 2-3 дня в дороге, и так проходят недели две».
Ситуация осложнилась с ростом грузоперевозок и товарооборота между Россией и Ираном. Так, по данным ФТС за 10 мес. 2022 года, товарооборот России и Ирана превысил $4 млрд. В основном страны торгуют продукцией сельского хозяйства. Экспорт увеличился на 27%, а импорт – на 10%. Россия поставляет в Иран продовольствие и сельскохозяйственное сырье (90% всего объёма экспорта) – муку, крупы, пшеницу и другие зерновые. Из Ирана импортирует также сельхозпродукцию (её доля 60%): овощи, зелень, помидоры огурцы, капусту. А также рудные материалы, строительные и пластмассовые изделия. Очереди начали скапливаться ещё в октябре, но широкой общественности о них стало известно в начале марта. Около 90% российских перевозчиков, которые ездят в Иран, это дагестанцы. Как говорят в Союзе перевозчиков, так сложилось за много лет, ведь именно они «открыли эту дорогу».
Корреспондент «АиФ-Дагестан» связался с дальнобойщиками, чтобы узнать, сдвинулась ли с мёртвой точки ситуация на границе.
«Ничего не изменилось! Писали мы насчёт этого в российское консульство в Иране, в иранское посольство в России писали. Единственный ответ, который мы получили от консульства: «Работаем», – возмущается перевозчик Макамагомед Гапизов. – У нас вообще никаких прав нет, как только мы заезжаем на территорию Ирана. Нам в четыре-пять раз дороже продают свою солярку. При выезде, если она останется ещё в баке, то водитель должен заплатить штраф – от 100 до 150 долларов. Если даже мы со своей соляркой заезжаем в Иран, при выезде всё равно выписывают штраф. Эта пороховая бочка в конце концов взорвётся».
Фуры, как правило, перевозят сельхозпродукцию, которая из-за таких задержек портится. «Мы везём огурцы, баклажаны, капусту, срок годности этих овощей – около 15 дней. А они доезжают на пятнадцатый, шестнадцатый день в лучшем случае. Начинаются проблемы с заказчиком: некачественный товар им не нужен. Отказываются. А отправитель говорит: «Я нормальный товар загрузил такого-то числа», в итоге крайним остаётся водитель. Очень многие ребята несут убытки на сотни тысяч рублей», – сетует Гапизов.
Аналогичные проблемы и при въезде в Иран. «Иранские пограничники хотят нас приучить к взяточничеству, за 30 долларов пропускают машину без очереди», – рассказал «АиФ-Дагестан» директор транспортной копании «Круиз» Магомедзапир Гаджиев.
«Ситуация нездоровая. Есть ряд российских ассоциаций автомобильных дальнобойщиков, думаю нужны коллективные обращения на имя Минтранса России и таможенных служб, – говорит экономист Маир Пашаев. – В конечном счёте вырастут цены, пострадают не только предприниматели, которые рискуют потерять часть скоропортящегося товара, но и потребители».
Власти работают над реконструкцией КПП на границе с Азербайджаном, чтобы повысить их пропускную способность. Причина та же – рост потока товаров.
«Реконструкция самого загруженного в Дагестане сухопутного пограничного перехода, входящего в створ международного транспортного коридора «Север–Юг», ведётся в рамках комплексной модернизации приоритетных пунктов пропуска. Заказчиком работ выступает подведомственное Минтрансу России ФГКУ Росгранстрой», – сказали в ведомстве.